Гармония и выразительность снимков
Всё, что изображено на таком снимке выразительно, притягивает внимание, интересно зрителю. Для того чтобы фотография максимально раскрыла замысел художника, необходимо знать некоторые правила композиции:
все предметы, на которые нужно обратить особое внимание, должны быть расположены в центральной части фотографии;
второстепенные объекты должны располагаться в подчинённом порядке и подчёркивать своим присутствием важность центральной части снимка;
необходимо определить, какими выразительными средствами будут объединены главные и второстепенные объекты снимка, а также его фон;
вся группа объектов съёмки должна выражать цель, динамику и смысл фотографии.
Равновесие
Этот принцип подачи изображения достигается с помощью пропорциональности линейных и перспективных размеров главных и второстепенных деталей, изменения количества и относительного расположения всех объектов съёмки. Уравновесить части снимка можно, в том числе, их освещённостью. Главное здесь - достичь впечатления устойчивости композиции.
Варианты композиции
Существует два вида композиционного расположения объектов съёмки: симметричный и асимметричный (или диагональный).
Симметричное расположение элементов – это когда все предметы в кадре расположены на одной линии, а главные и второстепенные объекты становятся равными по значимости. Такой вид композиции называется фронтальным. Он подходит для того, чтобы остановить внимание на статичных деталях предмета (например, архитектурном сооружении). Точно таким же приемом достигается эффект стабильности и спокойствия при пейзажных съемках.
Асимметричная композиция даёт возможность передачи динамики в пространстве и времени. Например, если ряд объектов или тень от центрального объекта съёмки располагаются диагонально, то возникает ощущение перспективы (продолжения движения), жизни за кадром. Вот так вся композиция связывается с реальной обстановкой и временем запечатлённого события.
Группировка элементов
Чтобы главный объект на снимке не превратился в линейное изображение, растянувшись в одной плоскости, нужно ввести в кадр второстепенные элементы. Они должны подчёркивать объёмность и значимость центральной части фотографии. Такой приём служит для уточнения масштабов, обстановки, времени действия или направления движения.
Советы новичкам
С приближением к предмету съёмки становятся видны подробности и мелкие детали. Фотография приобретает эффект интимности, внимание приковано к главному объекту. При увеличении расстояния усиливается ощущение целостности, глубины и перспективы.
Начинающие фотографы при желании создать удачную композицию отдаляются от центральной фигуры, и в кадр попадает много лишних деталей. Пространство вокруг главного объекта расширяется, а сам объект уменьшается. Внимание зрителя рассеивается, как и смысл фотографии.
Проще поступить так: видоискателем фотоаппарата захватить достаточно большое пространство вокруг главного объекта. Постепенно приближаясь, исключать всё второстепенное из поля зрения. Тогда не придётся позже мучиться с кадрированием и увеличением снимка.
Чтобы снимок получился очень качественным, нужно постараться задействовать всё пространство в кадре, тогда также не придётся заниматься увеличением изображения, что обычно приводит к потере качества фотографии.
Автор: irina-writer (Плотникова Ирина)